Закон № 140-ФЗ от 7 июня 2025 года: что изменится в транспортно-экспедиционной деятельности в 2025–2026 годах
7 июня 2025 года был принят Федеральный закон № 140-ФЗ, вносящий значительные изменения в закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Основные нововведения касаются обязательного перехода на электронный документооборот (ЭДО) в грузоперевозках с 1 сентября 2026 года и введения обязательной регистрации экспедиторов в государственном реестре. В этой статье мы подробно рассмотрим, как эти изменения повлияют на участников транспортно-экспедиционной деятельности и как к ним подготовиться.
Основные изменения в законодательстве о грузоперевозках
1. Обязательный электронный документооборот с 1 сентября 2026 года
С 1 сентября 2026 года внедряется обязательный электронный документооборот для всех участников грузоперевозок на автомобильном, железнодорожном и авиационном транспорте. Ключевые документы, которые переводятся в электронный формат:
- Экспедиторские документы: складские расписки, поручения экспедитору, экспедиторские расписки и другие.
- Транспортные накладные: электронная форма становится обязательной для перевозчиков, отправителей, получателей и экспедиторов.
- Иные документы для автомобильного транспорта: электронные заказ-наряды, заявки, сопроводительные ведомости, путевые листы, договоры фрахтования.
- Грузовые накладные для авиаперевозчиков: обязательный переход на электронный формат; допускается, но не обязательно, перевод в электронный вид почтовых накладных, багажных квитанций и билетов.
- Железнодорожные транспортные накладные: обязательный электронный документооборот для всех участников ж/д перевозок.
Для подписания электронных документов потребуется использование усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или неквалифицированной электронной подписи (УНЭП). Если документы подписывает сотрудник, необходима машиночитаемая доверенность (МЧД) для подтверждения полномочий. Все подписанные документы автоматически загружаются в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Важно: Уже сейчас можно переводить документы в электронный вид, используя специализированные сервисы, например, «Контур.Логистика», где доступны электронные путевые листы, транспортные накладные и другие документы.
2. Обязательная регистрация экспедиторов в государственном реестре
С 1 марта 2026 года все участники транспортно-экспедиционной деятельности обязаны зарегистрироваться в государственном реестре экспедиторов, который ведётся на платформе «ГосЛог» под контролем Минтранса РФ. Регистрация бесплатна и необходима для легальной деятельности.
В реестр вносятся следующие данные:
- дата и номер записи (с этого момента деятельность разрешена);
- полное и сокращённое наименование компании, ИНН, ОГРН, электронная почта, контактный телефон, адрес регистрации;
- виды оказываемых услуг;
- дополнительные сведения: территория оказания услуг, адрес сайта, максимальная страховая сумма ответственности.
Для регистрации необходимо подать уведомление через личный кабинет на портале Госуслуг. Новые экспедиторы регистрируются в течение 1 рабочего дня при корректном оформлении документов, действующим – в период с 1 марта по 30 апреля 2026 года.
3 Новые требования к экспедиторам и усиление контроля в грузоперевозках
Закон № 140-ФЗ вводит жёсткие ограничения для индивидуальных предпринимателей и руководителей юридических лиц, занимающихся транспортно-экспедиторской деятельностью:
- Отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности.
- Отсутствие двух и более административных правонарушений, связанных с нарушением статей 2.1, 2.2 и 4 закона № 87-ФЗ, в том числе оказания экспедиторских услуг без регистрации в государственном реестре.
Эти меры направлены на повышение прозрачности и ответственности участников рынка.
4 Платформа «ГосЛог» — единое окно для услуг в сфере грузоперевозок
Платформа «ГосЛог», разработанная и контролируемая Минтрансом РФ, станет ключевым инструментом для управления информацией о транспортно-экспедиционной деятельности:
- Реализация принципа «одного окна» — все услуги для участников рынка будут доступны через единую цифровую платформу.
- Автоматизация сбора, хранения и использования данных о транспортной системе Российской Федерации.
- Обеспечение открытости и доступности информации о зарегистрированных экспедиторах и перевозчиках.
Это позволит упростить взаимодействие бизнеса с государственными органами и повысить эффективность контроля.
5 Усиление контроля над перевозками грузов
По новым правилам экспедиторы обязаны:
- Соблюдать законодательные требования при перевозке грузов, ограниченных или изъятых из оборота. В противном случае оказание услуг запрещено.
- Не приступать к исполнению договора, пока клиент не предоставит полную и достоверную информацию о свойствах груза и условиях его перевозки.
- Проверять грузы на наличие запрещённых веществ и предметов в соответствии с законодательством.
- Своевременно информировать правоохранительные органы, если у клиента отсутствуют необходимые государственные разрешения для перевозки ограниченных грузов.
- Хранить всю информацию о заключённых договорах, сторонах сделок, маршрутах и транспорте не менее 3 лет после исполнения обязательств.
- Не передавать персональные данные клиентов за пределы РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.
Эти меры направлены на повышение безопасности перевозок и предотвращение незаконного оборота грузов.
Кого затрагивают изменения и как подготовиться
Нововведения касаются всех участников грузоперевозок — отправителей, получателей, экспедиторов и перевозчиков на автомобильном, железнодорожном и авиационном транспорте.
Рекомендации по подготовке к обязательному электронному документообороту с 1 сентября 2026 года:
- Начать техническую подготовку уже сейчас, убедившись, что используемые информационные системы соответствуют требованиям законодательства о хранении данных на территории РФ.
- Рассмотреть использование специализированных сервисов, например, Логистика от Контура — оператор ГИС ЭПД, который полностью соответствует требованиям нового закона. .
- Воспользоваться возможностями сервиса для оформления электронных транспортных накладных, путевых листов, универсальных передаточных документов и других обязательных документов.
- Если вы используете складские и логистические решения, проверьте, поддерживают ли они интеграцию с оператором ИС ЭПД, передачу данных в ГИС ЭПД, архивацию документов и хранение по закону.
- Использовать мобильное приложение с поддержкой QR-кодов для удобного доступа к документам на Android и iOS.
- Внедрять внутренние регламенты проверки грузов на предмет запрещённых веществ и взаимодействия с правоохранительными органами.
- Подготовиться к регистрации в государственном реестре экспедиторов: проверить отсутствие судимостей у руководителей и изучить порядок подачи уведомления через портал Госуслуг.
Сроки изменений
Преимущества перехода на электронный документооборот
Использование транспортного ЭДО позволяет:
- Исключить ошибки при заполнении документов.
- Сократить время оформления на 30 %.
- Снизить риски штрафов и претензионной работы также примерно на 30 %.
- Обеспечить прозрачность и контроль на всех этапах перевозки.
Внедрение новых правил — важный шаг к цифровизации и повышению безопасности транспортно-экспедиторской деятельности. Рекомендуется не откладывать подготовку, чтобы своевременно адаптировать бизнес к требованиям закона № 140-ФЗ и сохранить конкурентоспособность на рынке.
Эксперты сервиса Логистика расскажут, как плавно перестроить процессы в компании и перейти на цифровой обмен документами. Получить консультацию и заказать презентацию сервиса можно по телефону