Журнал

Изменения в контроле за малым бизнесом с 2025 года

Бизнес ЭЦП Торговля
С наступлением 2025 года истекает срок действия моратория на внеплановые проверки, установленного Постановлением Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 года. Кроме того, в конце 2024 года внесены существенные корректировки в законодательство о государственном контроле.

В статье вы узнаете:

  • Основные принципы проведения проверок предприятий
  • Какие органы осуществляют контроль
  • Какие виды проверок остаются под мораторием, а какие – нет
  • Как применяется риск-ориентированный подход при осуществлении проверок
  • В каких случаях возможна внеплановая проверка
  • Особенности использования мобильного приложения «Инспектор»
  • Что такое мониторинг безопасности и как он осуществляется
  • Можно ли инициировать административное дело без проведения проверки
  • Что подразумевается под обязательным визитом
  • Действия при получении предостережения
  • Как оформляются результаты проверок
  • Ответственность за уклонение от проверки
  • Ключевые моменты, касающиеся проверок бизнеса в 2025 году

По каким правилам проходят проверки бизнеса

Нормативная база, регулирующая надзорную деятельность в 2025 году (в порядке убывания значимости):
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (действует до 31 декабря 2025 года с определенными ограничениями, указанными в ст. 26.3)
  • Постановление Правительства от 10 марта 2022 г. № 336
  • Специальные положения о различных видах надзора (например, Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»)
  • Ведомственные приказы, определяющие индикаторы риска и перечни вопросов для проверок.
Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет. Попробовать с помощью Контур Экстерн 14 дней тест-драйв.
Основной документ — это Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Он регулирует большинство видов надзорной деятельности, в том числе проверки трудовой инспекции, госпожнадзора, санэпиднадзора, энергонадзора.
Некоторые сферы подпадают под Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (перечислены в ст. 26.3 этого закона): надзор за деятельностью НКО, уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и другие.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ не регулирует налоговый, таможенный, валютный контроль, антитеррористическую защищенность другие виды контрольной деятельности, перечисленные в п. 4-6 ст. 2 этого закона.

Кто контролирует бизнес

Деятельность ИП или компании в зависимости от своей специфики может попадать в сферу внимания самых разных министерств и ведомств. Их список смотрите на сайте Правительства.
А чтобы понять, что именно они контролируют, надо заглянуть в Единый реестр видов контроля (ЕРВК). Это государственная информационная система, где есть описание направлений надзорной деятельности (Кто проверяет?) и основных требований, входящих в область надзора (Что проверяют?).
Основные виды надзора, под которые подпадает большинство ИП и организаций:
  • госпожнадзор (МЧС России);
  • трудовое законодательство (Роструд);
  • ГО и ЧС (МЧС России);
  • налоговый контроль (ФНС России);
  • валютный контроль (ФНС России);
  • проверка ККТ (ФНС России);
  • санэпиднадзор (Роспотребнадзор);
  • защита прав потребителей (Роспотребнадзор);
  • персональные данные, реклама (Роскомнадзор);
  • иностранные работники (МВД России);
  • промышленная безопасность, безопасность в сфере электроэнергетики (Ростехнадзор);
  • социальное и пенсионное страхование, «травматизм» (СФР).
Прокуратура в целом следит за соблюдением законов органами власти и бизнесом.
Контроль над соблюдением трудовых прав граждан — один из приоритетов в прокурорском надзоре (Приказ Генпрокуратуры от 05.02.2024 № 98). Жалобы от двух работников на невыплату зарплаты или нарушение охраны труда достаточно, чтобы к работодателю пришла проверка.

На какие проверки действует мораторий, а на какие — нет

Надзорный орган может проводить контрольные и профилактические мероприятия. В ходе первых инспектор оценивает, как бизнес выполняет обязательные требования. Если он найдет нарушения, то может выдать предписание и привлечь предпринимателя к административной ответственности. По 248-ФЗ есть:
  • 7 контрольных мероприятий, где инспектор взаимодействует с контролируемым лицом — например, выездная или документарная проверка, контрольная закупка, инспекционный визит;
  • 2 контрольных мероприятия без взаимодействия (мониторинг безопасности и выездное обследование).
Контрольные мероприятия (КМ) бывают плановые и внеплановые. Периодичность первых определяют в соответствии с установленной бизнесу категорией риска. Об этом мы расскажем подробнее в разделе «Что такое риск-ориентированный подход».
Мораторий до 2030 года действует в отношении плановых контрольных мероприятий, и то не всех. Не попадают под «заморозку» (п. 11 и 11.3 Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336):
спецрежимы (они перечислены в главе 18 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ) — например, когда инспектор постоянно присутствует на опасном производственном объекте I класса;
постоянный государственный надзор и проверки в области атомной энергии;
контроль в сфере естественных монополий и государственного регулирования цен (тарифов);
плановые проверки отношении объектов категорий чрезвычайно высокого и высокого риска (кроме случаев в п. 11.4 Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336), опасных производственных объектов II класса опасности, гидротехнических сооружений II класса.
Мы подготовили памятку — виды контрольных и профилактических мероприятий по 248-ФЗ в одной удобной таблице.
Скачать памятку
Вторая группа — это профилактика несоответствий обязательным требованиям. Цель инспектора не найти нарушения, а предупредить их появления. По 248-ФЗ есть 7 профилактических мероприятий — например, профизит, объявление предостережения, самообследование. По их результатам предпринимателя к административной ответственности не привлекут, хотя и здесь есть «подводные камни».
Профилактические мероприятия под мораторий на проверки никогда не попадали. Более того, есть ряд случаев, когда бизнес не сможет отказаться от их проведения.

Что такое риск-ориентированный подход при проверках

В каждом бизнесе есть свой уровень риска. Это тот вред безопасности государства, здоровью людей, окружающей среде, который может причинить предприниматель, если он нарушает обязательные требования.
По закону № 248-ФЗ периодичность плановых проверок и профилактических визитов компании прямо зависит от присвоенной ей категории риска. Чем она выше, тем чаще на предприятие придет инспектор. Учитывайте, что класс опасности объекта, например, по законодательству о промышленной безопасности, и категория риска по № 248-ФЗ — это разные понятия. Они не совпадают.
Таблица. Периодичность плановых КМ и обязательных профвизитов по Закону № 248-ФЗ
У каждого надзорного ведомства свои критерии для категорирования компаний и ИП по риску. Но есть общие правила:
Правило 1: чем выше потенциальная опасность объекта, тем выше категория риска.
Правило 2: нарушения увеличивают категорию риска.
Правило 3: риск можно снизить, если формировать образ добросовестного предпринимателя — проходить добровольную сертификацию, независимую оценку соблюдения обязательных требований; создать систему внутреннего контроля; страховать риски и т. п.
Учитывайте, что надзорные органы по закону имеют право публично оценивать деятельность того или иного предпринимателя. Оценка бывает хорошая и плохая. Как пример — реестр нелегальной занятости, который заработал с 1 января 2025 года. Компании, попавшие в подобные списки, не только увеличивают свою категорию риска, но и могут лишиться разных мер господдержки. Например, доступа к субсидиям и грантам.
Узнать свою категорию риска можно на сайте ведомства. Например:
  • Роструд — утвержденные перечни на 2025 год;
  • МЧС — калькулятор риска в пожнадзоре;
  • Роспотребнадзор — реестр категорированных объектов.
Также вы всегда можете письменно запросить в территориальном органе ведомства информацию о присвоенной вашему предприятию категории риска. Если вы с ней не согласны, то подайте заявление об изменении категории риска через портал Госуслуг.

Когда проведут внеплановую проверку

С 2025 года увеличилось количество оснований для внеплановых КМ — как из-за отмены моратория по Постановлению 336, так и из-за изменений в 248-ФЗ по Федеральному закону от 28.12.2024 № 540-ФЗ. Так контрольное мероприятие проведут, например:
По поручению Президента, Правительства, требованию прокурора. Тут не забываем про Приказ Генпрокуратуры № 98 о надзоре за трудовыми отношениями — две жалобы от работников достаточно для внеплановой проверки.
При срабатывании индикатора риска. У каждого ведомства свой перечень таких показателей, и он с каждым годом увеличивается. Например, трудовые инспекции руководствуются списком по Приказу Минтруда РФ от 30.11.2021 № 838н, который в конце 2024 года опять пополнился. Индикаторы риска написаны не для людей, а для ИИ, который анализирует разные ведомственные базы данных (ФНС, СФР, МВД и т.д.). Срабатывание этого показателя — повод для внеплановой проверки.
При уклонении предпринимателя от обязательного профвизита.
Это неполный список, поэтому без внимания инспектора бизнес не останется. Но следует отметить, что внеплановые проверки грозят, в первую очередь, недобросовестным предпринимателям.
Совет. Есть КМ, о проведении которых предпринимателя заранее не предупреждают — контрольная закупка, мониторинговая закупка, инспекционный визит и т.д. Но сведения о них внесут в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. В нем можно найти свою компанию по ИНН или ОГРН. Возьмите за правило регулярно проверять этот ресурс, чтобы узнать о проводимых в отношении вас КМ.

Что надо знать о мобильном приложении «Инспектор»

Закон 248-ФЗ разрешает проводить инспекционный визит, выездную проверку, рейдовый осмотр дистанционно. Например, с использованием мобильного приложения «Инспектор» (ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Чтобы взаимодействовать с инспектором через гаджеты, надо установить мобильное приложение «Инспектор» на планшет или смартфон. Главное, чтобы это было корпоративное устройство, привязанное к Личному кабинету компании или ИП на Госуслугах, а не к учетной записи физического лица.
Конкретный работник может использовать приложение «Инспектор», если его добавили к организации через ЕСИА. Все инструкции, как это сделать, размещены на Портале КНД.
С помощью приложения «Инспектор» можно узнать о планируемых инспекционных визитах, выездных проверках, рейдовых осмотрах (дату, время, геолокацию), а также взаимодействовать с инспектором.
Это мобильное приложение уже используется. Особенно полезно оно будет тем, кто осуществляет лицензируемые виды деятельности или планирует получать какие-то спецразрешения. Ведь для проверки соответствия бизнеса требованиям к соискателям контрольный орган назначает проверки.

Что такое мониторинг безопасности

Есть контрольное мероприятие, которое надзорные органы осуществляют без уведомления контролируемого лица и взаимодействия с ним. Это наблюдение за соблюдением обязательных требований или мониторинг безопасности (ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). За бизнесом следят и следят постоянно, даже если он сам этого не замечает.
В ходе мониторинга безопасности инспектор, а точнее ИИ на службе инспекции, собирает и анализирует всю доступную информацию о предпринимателе, в том числе:
  • из ведомственных баз данных;
  • сданной налоговой, статистической отчетности, ЕФС-1;
  • с официального сайта компании, ее соцсетей;
  • от работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • из других открытых источников.
Если в ходе мониторинга безопасности выявят какое-то нарушение или угрозу нарушения, то компании могут назначить внеплановую проверку или объявить предостережение. Другие меры реагирования зависят от того, что это за вид надзора.
Приведем примеры. Росаккредитация с 2023 года ежедневно проверяет сведения о выданных сертификатах соответствия и декларациях о соответствии в ФГИС «Росаккредитация». Особое внимание она уделяет документам на социально значимую продукцию, например, детские товары. При выявлении нарушений она приостанавливает сертификат или декларацию до их устранения. При критических ошибках разрешительный документ аннулируют.
Аналогичную работу проводит Россельхознадзор с помощью ФГИС «Меркурий». Специальная программа выявляет несоответствия, например, когда из 500 кг сырья производят 3 тонны готовой продукции. Так ведомство находит фальсификаты и «фантомные» производственные площадки. Далее Россельхознадзор приостанавливает разрешительные документы, заводит административные дела и, при необходимости, передает материалы в правоохранительные органы.

Могут ли завести административное дело без проверки

По общему правилу на предпринимателя нельзя завести дело об административном правонарушении, если не было КМ с взаимодействием (п. 2.3 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ; п. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ). Но есть исключения.
Во-первых, инспектор может ввести временный запрет деятельности. Он применит такую меру при грубых нарушениях закона. Например, недобросовестный предприниматель сгрузил свой мусор прямо в лесу; эксплуатирует строительный кран без разрешения и с нарушением правил безопасности; работает без кассы. В этих случаях инспектор составляет протокол и начинает делопроизводство.
Во-вторых, в законе прямо указаны случаи, когда административные дела возбуждаются до проверки или вообще без нее (п. 3.2-3.5 ст. 28.1 КоАП РФ, ст. 28.6 КоАП РФ). Например, если владелец ОПО не сдаст вовремя в Ростехнадзор сведения об осуществлении производственного контроля.

Что такое обязательный профвизит

Профилактический визит — это очная или дистанционная беседа с инспектором по вопросам соблюдения обязательных требований (ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). У этого мероприятия есть свои плюсы:
  • профвизитом можно заменить КМ, при этом обойтись без предписаний (за редким исключением) и протоколов об административном правонарушении;
  • у инспектора можно получить консультацию непосредственно по специфике своей деятельности;
  • есть возможность подтвердить репутацию добросовестного предпринимателя.
Профилактические визиты бывают обязательными и по инициативе контролируемого лица. Расскажем подробнее о первых.
Обязательный профвизит проводят (ст. 52.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ):
  • в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого риска — по закону, а по другим категориям риска — согласно положению о виде контроля;
  • в течение шести месяцев с даты подачи уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности (ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ);
  • при наступлении события в программе проверок, если профвизит предусмотрен программой;
  • по поручению Президента, Председателя Правительства или его Заместителя, главы региона.
Мероприятие длится до 10 рабочих дней, а при назначении испытаний и экспертиз продлевается на срок их проведения. В этом обязательный профвизит фактически не отличается от выездной проверки или рейдового осмотра.
Есть и другие сходства. По итогам обязательного профвизита инспектор оформляет акт. Если он обнаружит нарушения, и предприниматель не устранит их до окончания мероприятия, то выдается предписание.
От обязательного профвизита нельзя отказаться. Если его не проведут первый раз, то в течение трех месяцев назначают повторный. А скрывающимся от инспектора проведут внеплановую проверку.
Советуем внимательно отнестись к формулировке вопросов, которые вы задаете инспектору в ходе профвизита. Это не проверка, но информацию контролер собирает, чтобы потом использовать при планировании КМ. Если, например, директор спросит: «А СИЗ кому вообще надо выдавать?», то инспектор может решить, что по этому направлению в компании провал и прийти уже с целевой проверкой.

Что делать, если получили предостережение

Бизнес нередко сталкивается с такими знаками внимания от инспекций, как объявление предостережения (ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). К такой мере прибегают при недоказанных нарушениях или малозначительности ущерба. Предостережения не влекут штрафных санкций, но их все равно не стоит игнорировать.
Варианта действий два:
Вариант 1. Направить возражения, если не согласны с объявленным предостережением. Сроки, когда это нужно сделать, смотрите в положении о виде контроля. Например, возражения в ГИТ направляют в течение 10 дней. Советуем оспаривать предостережение, если в нем есть какие-то требования представить документы или сроки устранения последствий. Это незаконно (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ; письмо Минэкономразвития от 30.01.2025 № ОГ-Д24-577).
Вариант 2. Согласиться с предостережением и направить в надзорный орган письмо в произвольной форме с примерным содержанием «Понял, принял, исправлюсь, больше так не буду».
Инспекторы учитывают все выданные предостережения при планировании КМ. Если никак не реагировать, то можно создать образ недобросовестного предпринимателя.
Не ждите предостережения в бумажном виде — вы его не получите. С 19 июля 2024 года действует упрощенный порядок объявления предостережений по п. 11.13 Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336. Вместо оформления отдельного документа инспектор заполняет электронный паспорт в ЕРКНМ на сайте Генпрокуратуры.
Компания может узнать о том, что ей объявлено предостережение, из сообщения в личный кабинет организации на Госуслугах. Чтобы прочитать сам документ, надо зайти в ЕРКНМ, найти себя и сформировать выписку.

Как оформляют результаты проверок

По итогам КМ инспектор составляет акт. Это обязательный документ, даже если все хорошо и нарушений не выявлено. Также инспектор вносит сведения о проведенной проверке в ЕРКНМ (ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если найдут нарушения, то оформят предписание с обязательными мероприятиями по устранению последствий и сроками их выполнения (ст. 90.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Его можно оспорить через сервис досудебного обжалования на Госуслугах.
Предписание не выдадут, если устранить нарушения до окончания КМ. Но такое бывает далеко не всегда.
Также инспекция может приостановить действие предписания, если предприниматель заключит с ней соглашение о надлежащем устранении нарушений (ст. 90.2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Эта возможность появилась с 2025 года. Нам пока неизвестны примеры ее применения на практике.
Вот перефразированный текст, сохраняющий смысл, язык и объем оригинала:

Какие последствия ждут за избегание проверок

Некоторые предприниматели пытаются уклониться от встреч с инспекторами, полагая, что единовременный штраф за отказ от проверки дешевле, чем многочисленные санкции, выявленные в ходе неё. На начало 2025 года максимальный размер подобного штрафа для злостных нарушителей составляет 100 000 рублей (статья 19.4.1 КоАП РФ).
Такая стратегия нежелательна. Прежде всего, у контролирующих органов имеется множество способов провести проверку бизнеса, даже без прямого контакта с предпринимателем. Компания предоставляет электронные отчеты, ведет рекламу в сети, взаимодействует с клиентами и поставщиками, которые также могут подвергаться проверкам. Сотрудники стали более осведомлены в правовых вопросах и все чаще подают жалобы через онлайн-приемные надзорных органов.
Во-вторых, в Государственную Думу внесен законопроект № 736449-8, предлагающий изменения в статью 19.4.1 КоАП РФ. Инициаторы законопроекта предлагают значительно увеличить штрафы за уклонение от контрольных мероприятий и препятствование работе инспектора – от 250 000 до 1 000 000 рублей.

Ключевые моменты о проверках бизнеса в 2025 году

С 2025 года действие моратория на внеплановые проверки, установленного Постановлением Правительства № 336, прекращено. "Заморозка" сохранится только для плановых проверок, за исключением предприятий с высоким уровнем риска.
Однако даже в период действия моратория государство располагает достаточными инструментами для контроля за деятельностью бизнеса, в частности, мониторингом безопасности и обязательными профилактическими визитами.
Основные тенденции в надзорной деятельности:
  • Переход на цифровые технологии и повышение открытости деятельности каждого предприятия;
  • Публичная оценка добросовестности или недобросовестности бизнеса;
  • Увеличение количества индикаторов риска, служащих основанием для внеплановой проверки;
  • Применение профилактических мер к добросовестным предпринимателям вместо контрольных мероприятий;
  • Усиление ответственности за несоблюдение обязательных требований и уклонение от проверок.
Прослеживается общая направленность контрольно-надзорной деятельности — нарушение должно обходиться бизнесу дороже, чем выгоды от него.
Вы можете перейти в канал и почитать подробнее интересные статьи на площадке Дзене или в нашем Телеграм-канале.
#МалыйБизнес #КонтрольЗаБизнесом #Изменения2025 #БизнесРеформа #Предпринимательство #ЗаконыДляБизнеса #Налогообложение #БизнесКлимат #ПоддержкаПредпринимателей #БизнесНовости #Регулирование #Бизнес2025